Важные организации пушно-меховой отрасли
Ежедневные анонсы, информация о предстоящих выставках и важных новостях пушного бизнеса
Интересные и полезные статьи о мехе, пушной отрасли России, практические советы, отчеты с выставок, обзоры тенденций мировой пушной моды
Государственные стандарты в сфере пушной промышленности и звероводства
Справочник пушного зверя. Все о — лисице, соболе, колонке, норке, белке и других пушных животных.
Все «меховое» законодательство — на портале!
Самая свежая информация о выставках и ярмарках меховых изделий, график проведения
Вся информация о мировых пушных аукционах, календарь и анонсы событий
О монополизации рынка пушного промысла
Дата публикации: 13.08.2009
Пушной промысел — один из древнейших традиционных промыслов русского народа, приносивший доход не только самому охотнику, но и казне государства. «Мягкое золото» было важным элементом хозяйственно-экономической деятельности в целом и торговли с соседними странами в частности. Экспорт пушнины приносил в бюджет государства иностранную валюту и в советское время. Государство, установив монополию на продукцию пушной отрасли, заботилось о её развитии. Продавать пушнину на аукционах могли только государственные организации, а контроль добычи осуществлялся путём выдачи именных разовых лицензий. Как это часто бывает, введение лицензирования привело к возникновению чёрного рынка пушнины, который, возможно, даже превышал объёмы государственной торговли. Имея законную монополию на право торговли пушниной, государству в лице правоохранительных органов, органов охотнадзора, служб охраны охотничьих угодий приходилось бороться с этим нелегальным явлением в течение всего советского периода.
В начале 90-х гг. вслед за СССР была развалена и охотничье-хозяйственная отрасль, резко упал уровень промысла. Государственные промыслово-охотничьи хозяйства практически перестали осуществлять деятельность. Развалились почти все перерабатывающие дикую пушнину предприятия, в результате чего стала активно развиваться переработка за границей, главным образом в Китае.
Промысел в России не погиб и стал набирать обороты только благодаря международному спросу на дикую пушнину. За это время выросли и окрепли частные закупочные компании, покупающие пушнину у охотников и затем поставляющие её на аукционы. Возник конкурентный рынок оборота соболя, и закупочные компании в борьбе за продавца-охотника вынуждены были вступать в острую ценовую конкуренцию. Показателем этого являются различные закупочные цены в различных регионах. Например, в сезон заготовок 2006—2007 гг. наиболее высокими они были в Красноярском крае вследствие большого количества заготовительных компаний, имеющих возможность перекупить соболя за более высокую цену и, соответственно, вынужденных удерживать цены на высоком уровне.
Ёмкость рынка пушного промысла ограничена из-за относительной стабильности величины добычи и, по большому счёту, невозможности её значительного увеличения. Т. е. рынок не имеет возможности развиваться в количественных показателях, таких как увеличение объёма добычи, значительное увеличение количества участников рынка. Желание отдельных заготовительных компаний максимизировать прибыль, что может быть достигнуто только за счёт охотника или за счёт устранения конкурентов, приводит их к действиям, направленным на снижение закупочных цен и, как правило, на монополизацию рынка, ведь только обладая наибольшей рыночной властью можно односторонне воздействовать на обращение товара на некотором рынке.
Монополизация рынка — процесс в любом случае негативный, так как ведёт к снижению количества агентов рынка, диктату цен и другим отрицательным явлениям. Для защиты экономических интересов государства, развития товарных рынков и, соответственно, пресечения монополизации товарных рынков государством принят целый пакет нормативно-правовых актов, направленных на защиту конкуренции. Действия, направленные на монополизацию рынка, наносят вред экономике страны и являются незаконными и, соответственно, должны пресекаться.
Один из наиболее распространённых в российской экономике способов увеличения прибыли — сговор между конкурентами, горизонтальный или смешанный картель, достигаемый в результате заключённого в любой форме соглашения. Как правило, стороны договариваются об уровне цен и/или о разделе рынка. Не является исключением и рынок пушнины. Например, по информации антимонопольных органов Красноярского края и других промысловых регионов, практически ежегодно перед началом сезона заготовительные компании собираются с целью договориться о максимально низком уровне закупочных цен и о принуждении не соглашающихся компаний к присоединению к картелю. На протяжении нескольких лет вовлечь все крупные компании в ценовое соглашение так и не удавалось, и картель распадался.
Заключение подобных соглашений запрещено статьёй 11 Закона «О защите конкуренции», также они подпадают под действие статьи 178 Уголовного кодекса РФ. Прибыль, полученная в результате заключения антиконкурентных соглашений, подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Второй вариант применяется компаниями, имеющими мощный административный ресурс, т. е. поддержку государственных органов через должностных лиц, обладающих властными полномочиями. При таком варианте орган исполнительной власти субъекта РФ издаёт нормативный правовой акт о централизации закупок пушнины через одну компанию или вводит любые другие ограничения на оборот данной продукции (лицензии, квоты и т. п.). Таким образом, искусственно создаётся компания-монополист, в силу принятого НПА имеющая эксклюзивное право скупки пушнины. При этом необходимость издания такого акта обосновывается, как правило, заботой об охотнике и борьбой с «чёрным» оборотом пушнины. Компания же, получив возможность монопольно скупать пушнину, резко снижает закупочные цены и собирает всего соболя. Орган власти в целях поддержания монопольного положения выбранной им компании обеспечивает через контролирующие и правоохранительные органы «контроль» за оборотом пушнины в регионе.
По такому сценарию развивались отношения на рынке пушнины в Красноярском крае. В 1998 г. губернатор принял постановление о передаче всех охотугодий одной заготовительной компании, что обеспечило бы ей возможность скупки всего соболя Красноярского края. В Эвенкийском автономном округе неоднократно делались попытки установления монополии на скупку пушнины одной компанией, поддерживаемой администрацией округа. Эти проблемы разрешились только после вмешательства антимонопольных органов. Во всех случаях эти попытки сопровождались значительным понижением закупочных цен и, соответственно, ущемлением интересов охотников. Аналогичные события произошли и в Якутии, где органы власти субъекта РФ «доверили» закуп пушнины только одной компании.
Встречаются попытки монополизации рынка пушнины через последовательные действия Россельхознадзора, осуществляющего государственный надзор сразу в нескольких областях: ветеринарии, фитосанитарии, пользовании объектами животного мира (рыбные и животные ресурсы).
Используя эту комплексность функций, управление Россельхознадзора по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому автономным округам в целях получения полного контроля за оборотом пушнины выдало ветеринарной службе Красноярского края предписание о необходимости требовать документы, подтверждающие законность происхождения продукции, при выдаче ветеринарных свидетельств (форма № 3) на реализацию, переработку, иное использование шкурок пушных животных. К таким документам относятся талон к именной разовой лицензии на использование объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, или справки соответствующего отдела Россельхознадзора (охотнадзора). При этом в письме ветеринарной службе Россельхознадзор указывал, что предъявляемые требования предоставления талонов не только законны, но и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.
Однако в соответствии с действующим законодательством охотник, которому выдаётся разовая именная лицензия, не участвует в процессе оформления ветеринарного свидетельства формы № 3. Нормы, регулирующие отношения по использованию объектов животного мира, а также ветеринарное законодательство не предоставляют заготовительным организациям права и обязанности требовать у охотников именные разовые лицензии, талоны к ним или сведения о них. Возложение на хозяйствующего субъекта при осуществлении им конкретного вида деятельности дополнительной обязанности в виде предоставления госветинспектору талона к разовой именной лицензии или сведений о разовой именной лицензии является препятствием для осуществления этого вида деятельности. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю указанные действия Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому автономным округам признаны нарушающими антимонопольное законодательство, Управлению Россельхознадзора выдано предписание о запрете таких требований, которое было обжаловано в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 октября 2006 г. решение и предписание антимонопольного органа признаны законными. Аналогичное решение вынесено в декабре 2006 г. Федеральной антимонопольной службой в отношении Россельхознадзора России.
Требования Россельхознадзора к наличию у заготовительных организаций талонов к разовым именным лицензиям привели к тому, что заготовительные компании стали искать возможности приобретения разовых именных лицензий. Уже в 2006 г. заготовительные компании, имеющие доступ к выдающему разовые именные лицензии органу, смогли приобрести значительное их количество. При этом именные разовые лицензии на добычу объектов животного мира в порядке, определённом Приказом министерства сельского хозяйства от 4 января 2001 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты», выдаются только охотникам (гражданам):
- территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на территории охотничьих угодий общего пользования;
- охотпользователями (организациями или индивидуальными предпринимателями) на территориях, предоставленных им решениями органов исполнительной власти субъектов РФ для осуществления пользования охотничьими животными на основании долгосрочной лицензии.
Нарушив установленный порядок выдачи разовых именных лицензий, Россельхознадзор создал условия для тотального браконьерства. Большинству охотников этих лицензий просто не досталось, т. к. их выкупили заготовители или охотпользователи, а с охотниками заключили кабальные договоры, обязывающие их сдавать добытую пушнину на склад организации.
Продолжение следует...
А что думаете Вы?
Поделитесь своим мнением об этой статье — оставляйте свой комментарий! Вы так же можете начать свое обсуждение или пообщаться на Форуме.