ENG
 

СИТЕС: основные положения и принципы работы

Дата публикации: 22.10.2009

Адвокат, N 8, 2004 год
Рубрика: Международное право
Т. Ю. Белякова
Юрисконсульт Московского зоопарка

СИТЕС: основные положения и принципы работы

В этой рубрике мы стараемся представлять вашему вниманию разнообразные материалы — от фундаментальных исследований, позволяющих пополнить запас базовых знаний, до небольших по объему информативных сообщений, обзоров и статей практической направленности.

Юрисконсульт Московского зоопарка Т. Ю. Белякова предлагает ознакомиться с принципиальными положениями Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры (СИТЕС).

CITES или Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora — CITES, в русской, традиционно сложившейся транскрипции СИТЕС) — это международный договор, регулирующий международную торговлю образцами СИТЕС. Он не имеет отношения к добыванию, перемещению и обороту тех же образцов внутри страны.


Что же такое образцы СИТЕС? Это как живые, так и мертвые животные и растения, относящиеся к видам, включенным в приложения к СИТЕС, и их части, или дериваты (производные от них). Более того, если в состав того или иного продукта (например, лекарства) действительно не входят части, являющиеся образцами СИТЕС, но в рекламных или иных целях декларируется их содержание в составе, по положениям Конвенции такие продукты являются образцами СИТЕС и к ним применяются все соответствующие ограничения.

Эта Конвенция была подписана 3 марта 1973 года. Россия как правопреемник СССР является стороной Конвенции с 1976 года и до вступления некоторых стран СНГ в СИТЕС обслуживает их по выдаче соответствующих разрешений СИТЕС. В 1994 году Правительство РФ приняло специальное постановление, в котором подтвердило, что функции Административного органа СИТЕС в России выполняет Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (сейчас эти функции переданы МПР России). В целях обеспечения внутренних мер по усилению контроля за добычей, торговлей и пропуском через таможенную границу образцов СИТЕС был создан план совместных действий федеральных органов исполнительной власти (природоохранных, таможенных, правоохранительных, карантинных органов и органов связи). Аналогичные планы сформулированы во многих субъектах Российской Федерации.


Совместная деятельность природоохранных, правоохранительных, таможенных и карантинных служб позволила пресечь некоторые попытки незаконного ввоза на территорию России редких экзотических животных из стран Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки в коммерческих целях. Были пресечены и многие попытки вывоза с территории России редких животных, биологического сырья и дериватов.


Основные положения Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны,
находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)


Не являясь непосредственно природоохранительной, СИТЕС тем не менее оказывает, пожалуй, самое значительное влияние на сохранение биологического разнообразия. Попробуем это показать.

Поскольку торговля дикими животными и растениями приобрела глобальный характер и стала одним из наиболее угрожающих сохранению биологических видов способом воздействия человека на природу, для её регулирования потребовалось международное сотрудничество. СИТЕС задумывалась как вдохновитель этого сотрудничества. На сегодняшний день СИТЕС, регулируя международную торговлю, косвенно охраняет более 30 тысяч видов флоры и фауны. С момента вступления Конвенции в силу не исчез в результате торговли ни один вид, находящийся под защитой Конвенции.


Цель Конвенции — гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не нанесет вреда их существованию. Страны — участницы СИТЕС обязаны соблюдать требования Конвенции. Каждая страна должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями СИТЕС.


Существуют два пути приведения в соответствие с Конвенцией национального законодательства — принять самостоятельный нормативный правовой акт либо «встроить» требования Конвенции в уже имеющиеся законы.

В Российской Федерации эти требования являются частью внутренней законодательной системы, но для выполнения отдельных положений Конвенции государство должно принять дополнительные правовые нормы.


Вашингтонскую конвенцию 3 марта 1973 года подписало 21 государство. Для Советского Союза Конвенция вступила в силу в 1976 года. После распада СССР Российская Федерация заявила о продолжении выполнения обязательств бывшего СССР в отношении данного договора. Эта декларация вступила в силу с 1 января 1992 года.


В соответствии с уведомлением Секретариата СИТЕС Административный орган СИТЕС в России обслуживает страны бывшего СССР, до настоящего времени не определившиеся в отношении Конвенции — Армению, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. Под обслуживанием понимаются в том числе соответствующие процедуры и выдача реэкспортных разрешений СИТЕС на образцы, экспортируемые из этих государств в третьи страны.


На сегодняшний день СИТЕС объединяет 158 государств и является основным механизмом регулирования международной торговли наиболее уязвимыми представителями животного и растительного мира.


Для целей Конвенции термин «международная торговля» означает экспорт (вывоз), реэкспорт, импорт (ввоз) и интродукцию из моря объектов животного и растительного мира, включенных в приложения к СИТЕС. Конференция сторон Конвенции каждые два года уточняет списки приложений к СИТЕС. Последняя (12) Конференция прошла в 2002 году в Сантьяго (Чили).


Обязательства сторон СИТЕС

Став стороной СИТЕС, государство берет на себя целый ряд обязательств, которые вытекают из текста и смысла Конвенции.

Наиболее существенными являются следующие обязательства:

  • вести торговлю образцами видов, указанных в приложениях I, II и III к Конвенции, только в соответствии с положениями СИТЕС;
  • назначить в целях выполнения Конвенции Административный орган или несколько административных органов и Научный компетентный орган или несколько таковых; уведомлять Секретариат о всяких изменениях в назначениях или полномочиях в отношении административных и научных органов;
  • ввести систему разрешений и сертификатов в соответствии с требованиями статей СИТЕС, прекращать действие разрешений на экспорт или сертификата на реэкспорт и всякого соответствующего разрешения представленного на импорт образца, обеспечивать хранение этой документации;
  • принимать меры по запрещению торговли образцами в нарушение положений Конвенции, включая:
    • наказание за торговлю такими образцами либо наказание за владение ими, либо наказание за то и другое;
    • введение во внутреннюю систему законодательства норм, предусматривающих конфискацию или возврат экспортирующему государству таких образцов;

по получении от Секретариата сообщения о том, что на какой-либо вид, включенный в приложения I и II, вредно влияет торговля образцами этого вида, или о неэффективном выполнении положений настоящей Конвенции извещать Секретариат обо всех фактах, относящихся к этому вопросу, что разрешается законами страны, и в надлежащем случае предлагать действия для исправления положения;


в случае конфискации живого образца передать его на попечение Административного органа для принятия решения о дальнейших операциях с ним (возврат экспортирующему государству за счет этого государства, передача центру содержания конфискованных живых животных и растений или же в какое-нибудь другое надлежащее и совместимое с целями настоящей Конвенции место);

вести журналы торговли образцами видов, указанных в приложениях I, II и III;

составлять периодические отчеты о выполнении Конвенции и передавать Секретариату СИТЕС ежегодный отчет, двухгодичный отчет о законодательных, контрольных и административных мерах, предпринятых для проведения в жизнь Конвенции (эти материалы должны быть доступны для общественности страны, если это не противоречит её законам).


СИТЕС предусматривает механизм оговорок. В соответствии со ст. XXIII любое государство при сдаче на хранение своей грамоты о ратификации, принятии, утверждении и присоединении может ввести специальную оговорку в отношении любого вида, включенного в приложения I, II и III или любых частей либо дериватов, указанных в отношении вида, включенного в приложение III. Пока сторона не снимет оговорку, внесенную в соответствии с положениями настоящей статьи, она будет считаться государством, не участвующим в Конвенции в отношении торговли теми видами или теми частями или дериватами, которые указаны в настоящей оговорке.


Советский Союз при вступлении в Конвенцию взял оговорку в отношении следующих видов:


  • волк (Canis lupus);
  • рысь (Felis lynx);
  • финвал (Balaenoptera physalus);
  • сейвал (Balaenoptera borealis);
  • полосатик малый (Balaenoptera acutorostrata);
  • полосатик Брайда (Balaenoptera edeni)
  • плавуны (все виды рода) (Berardius spp.);
  • бутылконосы (все виды рода) (Hyperoodon spp.);
  • речная выдра (Lutra).

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 1995 года были признаны утратившими силу для России оговорки, сделанные от имени Советского Союза, в отношении видов животных, включенных в приложения СИТЕС, кроме речной выдры. В 1999 году постановлением Правительства РФ от 18 июня N 653 была снята оговорка и в отношении речной выдры. В настоящее время Россия не имеет оговорок в СИТЕС.


Ежегодный оборот международной торговли дикими животными и растениями оценивается миллиардами долларов и включает в себя сотни миллионов растений и животных, а также огромное количество их частей и дериватов.

Хотя СИТЕС нацелена обеспечение регулирования легального оборота образцов, она имеет огромное значение для борьбы с нелегальной добычей и торговлей образцами. Требования, предъявляемые СИТЕС к торговле, призваны поставить барьер незаконному обороту и пресекать нелегальный вывоз и ввоз редких видов.


Проблема нелегальной добычи и вывоза редких и находящихся под угрозой исчезновения животных стала в последнее десятилетие крайне актуальной для России. СИТЕС помогает бороться с этим проявлением экономического и экологического терроризма.


Принципы работы Конвенции

СИТЕС предусматривает обязательное прохождение специальных процедур при перемещении через таможенные границы образцов, включенных в её приложения. Для перемещения через таможенные границы стран — участниц СИТЕС любого образца или партии образцов перечисленных в Конвенции видов необходимо получить специальное разрешение и представить его таможенным органам при ввозе и вывозе.

Административные органы выдают разрешения на торговлю образцами и контролируют исполнение этих разрешений, а научные органы обеспечивают оценку влияния торговли объектами СИТЕС на состояние видов. В Российской Федерации назначены два административных органа и три научных органа СИТЕС.


Правила, регламентирующие ввоз и вывоз образцов СИТЕС, принятые в отдельных странах, могут различаться.

Хотя в тексте Конвенции нет прямого указания по данному вопросу, применение экспортных квот стало эффективным инструментом регулирования международной торговли объектами дикой фауны и флоры. До выдачи любым административным органом СИТЕС разрешения на экспорт образцов видов, перечисленных в приложении I или II, должно быть получено подтверждение Научного органа СИТЕС о том, что предполагаемый экспорт не нанесет ущерба выживанию данного вида.


Каждая страна — участница СИТЕС несет ответственность за выполнение положений Конвенции. Страна должна ввести и применять штрафные санкции за нарушения правил торговли или владения образцами СИТЕС, а также обеспечить конфискацию или возврат государству-экспортеру данных животных (по терминологии Конвенции — образцы). Экспортные квоты на образцы отдельных видов устанавливаются каждой стороной (если таковые не установлены решением конференции сторон) и сообщаются в Секретариат Конвенции, который их утверждает.


Конфискованные живые животные и растения должны передаваться по решению Административного органа в специальные центры содержания живых животных и растений или в иные надлежащие места (например зоопарки и ботанические сады). В России первый такой центр создан недалеко от аэропорта Шереметьево, в поселке Чашниково Московской области.


Требования СИТЕС к операциям с образцами различаются в зависимости от целей использования образцов.


Критерии включения видов в приложения СИТЕС

Для включения видов в приложения СИТЕС разработан следующий перечень критериев, подготавливаемый страной-инициатором:

  • данные о состоянии и распространении популяций вида;
  • динамика численности популяций и факторы снижения численности;
  • географические данные о распространении популяций;
  • роль вида в экосистемах;
  • угрозы (процентное соотношение угроз для вида);
  • национальное использование;
  • данные о незаконной торговле;
  • действительное или потенциальное влияние торговли на вид;
  • меры управления ресурсами вида;
  • национальные меры охраны;
  • информация о сходных видах;
  • рекомендации о включении в приложения I, II, III.

Приложения СИТЕС

Виды, охраняемые в рамках СИТЕС, перечислены в трех приложениях по степени необходимой для них защиты.

Виды сгруппированы в приложения в зависимости от степени угрозы международной торговли для каждого из них. Приложения включают виды фауны и флоры или целые группы, например приматы, китообразные, морские черепахи, кораллы, кактусы и орхидные. В отдельных случаях указываются лишь подвиды или географически изолированные популяции, например популяция вида только в одной стране.


Виды могут быть включены или удалены из приложений I и II либо перенесены из одного в другое только по решению конференции сторон. Виды приложения III могут быть включены или исключены из списка каждой отдельной стороной в порядке уведомления.

Из числа видов растений и животных, распространенных на территории России, в приложения СИТЕС включено 302 вида.

Приложение I СИТЕС включает виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения. Ввиду того что эти виды находятся на грани вымирания, экспорт, реэкспорт и импорт таких видов в коммерческих целях запрещен.


Для вывоза за рубеж образцов приложения I необходимо получить как экспортное, так и импортное разрешения СИТЕС.

Приложение II СИТЕС включает виды, которые в данное время необязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами этих видов не будет строго регулироваться в целях недопущения использования, которое несовместимо с их выживанием в природе.


Для вывоза за рубеж образцов приложения II необходимо получить экспортное разрешение СИТЕС.


Приложение III СИТЕС включает виды, которые по определению любой стороны подлежат регулированию в пределах её юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей.


Приложение III представляет собой перечень видов, включенный по просьбе одной из сторон, уже регулирующей торговлю этими видами и нуждающейся в сотрудничестве с другими странами для предотвращения неустойчивой или незаконной эксплуатации.

Для вывоза за рубеж из страны, включившей вид в приложение III, требуется предварительная выдача и предъявление разрешения на экспорт. При экспорте животных того же вида из любой другой страны специальное разрешение не требуется, но необходимо представить сертификат о происхождении (Россия выдает разрешение на экспорт независимо от того, какое государство включило этот вид в приложение III).


Соответственно, для импорта любого образца вида, включенного в приложение III, Конвенция требует предварительного предъявления сертификата о происхождении и, в случае если образец импортируется из государства, включившего данный вид в приложение III, разрешения на экспорт.



Рассказать друзьям:




А что думаете Вы?

Поделитесь своим мнением об этой статье — оставляйте свой комментарий! Вы так же можете начать свое обсуждение или пообщаться на Форуме.

Оставить комментарий

Код верификации