ENG
 

Особенности обложения единым сельскохозяйственным налогом

Дата публикации: 22.10.2009

Финансовая газета (региональный выпуск), NN 25–26, 2002 год
Рубрика: Бухгалтеру о налогах
Р.Габбасов
Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
Н.Голубева
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

Особенности обложения единым сельскохозяйственным налогом

Система обложения земельным налогом сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств существует с 1991 года. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738–1 «О плате за землю» сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия уплачивают земельный налог так же, как и сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие, имеющие самостоятельный баланс).

С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу главы 26_1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ изменилось налогообложение сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Согласно Федеральному закону от 29.12.01187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» были определены нормы главы 26_1 НК РФ, направленные на упрощение и совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога в тех регионах, где принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации. Однако сроки введения этого налога на территории субъекта Российской Федерации не определены. Единый сельскохозяйственный налог установлен как специальный налоговый режим, поэтому может быть введен на территории субъекта Российской Федерации в любое время года и начнет действовать с начала следующего квартала после его введения при условии, что пройдет не менее одного месяца после опубликования закона о его введении.

Одной из наиболее значимых для налогообложения организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в главе 26_1 является норма, закрепляющая право перехода этих налогоплательщиков на уплату единого сельскохозяйственного налога. Так, в соответствии со ст.346_1 организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов её переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.

Существенным для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей стало положение, согласно которому перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями независимо от численности работников.

Законодательством установлен также перечень налогов и сборов, которые будут уплачиваться наряду с единым сельскохозяйственным налогом организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, — это НДС, акцизы, плата за загрязнение окружающей природной среды, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, государственная пошлина, таможенная пошлина, налог на имущество физических лиц (в частности, жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы. Одновременно сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. К тому же они не освобождаются от обязанностей налоговых агентов и в связи с этим продолжают перечислять в общеустановленном порядке подоходный налог с суммы оплаты труда работников. Вместе с тем переход сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога освобождает их от уплаты большинства налогов и сборов, предусмотренных ст.13, 14 и 15 части первой НК РФ. Так, в единый сельскохозяйственный налог вошли налог на прибыль организаций; единый социальный налог, за исключением отчислений в пенсионный фонд; налог на добычу полезных ископаемых; налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; налог с продаж в случае введения его регионами; земельный налог; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; сбор за право использования местной символики; налог на рекламу; лесной налог и др.

Следует отметить, что по единому сельскохозяйственному налогу определены все элементы налогообложения, а именно: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, установлен порядок представления налогоплательщиками налоговой декларации в налоговые органы, а также порядок зачисления сумм налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, такие, как Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст.346_2 главы 26_1 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты её переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%. Если же доля выручки составляет менее 70%, то они в целях главы 26_1 не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и соответственно плательщиками единого сельскохозяйственного налога.

Плательщиками данного налога не признаются также сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.02 N 282 «О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа». В соответствии с этим постановлением к сельскохозяйственным организациям индустриального типа относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.):

не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства;

если доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании, и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема использованных кормов.

Следует отметить, что при определении доли израсходованных кормов собственного производства, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, в общем годовом расходе кормов налогоплательщика расчет ведется исходя из питательной ценности кормов, выраженной в кормовых единицах.

Приведем пример расчета доли кормов растительного происхождения собственного производства, израсходованных на корм животным.

#G0N п/п

Виды

кормов

Объем

в натуре (центнеров)

Питательная ценность

1 ц корма

(кормовых единиц)

Общий расход (центнеров кормовых единиц)

1

Собственное производство:

пшеница

500

1,2

600

овес

800

1,0

800

сено

200

0,5

100

силос

2000

0,2

400

корнеплоды (картофель)

1000

0,3

300

Зеленая масса:

многолетние травы

1000

0,2

200

однолетние травы

2000

0,15

300

Итого собственных кормов

7500

2700

2

Покупные корма:

комбикорма

6000

1,0

6000

корма животного происхождения

500

0,6

300

Итого покупных кормов

6500

6300

3

Всего по хозяйству

14 000

9000

Таким образом, доля собственных кормов организации в общем расходе кормов составит:

(2700 центнеров кормовых единиц: 9000 центнеров кормовых единиц) х 100% = 30%.

Следовательно, организация не является сельскохозяйственной организацией индустриального типа.

На основании указанных критериев отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа определяется перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа, не признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом возможность делегирования субъектам Российской Федерации права на корректировку данных критериев законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Исходя из изложенного можно предположить, что организации, использующие земли сельскохозяйственных угодий исключительно для размещения объектов производственного и непроизводственного назначения, не могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями, так как у них отсутствует налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу.

Пример. На окраине поселка городского типа расположен звероводческий совхоз. За чертой этого населенного пункта совхоз имеет 100 га пахотных земель, на которых выращивает многолетние и однолетние травы для производства витаминной травяной муки, используемой в виде кормовой добавки в зимнее время года, и зеленой массы для использования её в летнее время для подкормки животных. Остальные корма, необходимые для животных, зверосовхоз покупает на стороне у других производителей. Общий годовой расход кормов для звероводства составляет 50000 ц кормовых единиц, из них 4000 ц приходится на корма растительного происхождения собственного производства.

Объем кормов растительного происхождения собственного производства определяется следующим образом:

100 га х 200 ц/га х 0,2 = 4000 ц, где:

100 га — пахотные земли зверосовхоза;

200 ц с 1 га — урожайность зеленой массы;

0,2 — кормовая ценность единицы корма.

Удельный вес собственных кормов растительного происхождения, произведенных зверосовхозом на сельскохозяйственных угодьях, составляет:

(4000 ц: 50000 ц) х 100 = 8%.

Поскольку доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в собственности зверосовхоза, и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема использованных кормов, то данная организация не может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем, переведенным на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Согласно ст.346_3 главы 26_1 объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании налогоплательщика. Землями, находящимися в собственности, в Земельном кодексе Российской Федерации признаны земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. Землями, находящимися в пользовании, признаются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Большая доля в землях сельскохозяйственного назначения приходится на сельскохозяйственные угодья. Кроме того, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то что указанные земли входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, к сельскохозяйственным угодьям они не относятся, в связи с чем согласно главе 26_1 не являются объектами обложения единым сельскохозяйственным налогом.

Налоговым периодом для исчисления единого сельскохозяйственного налога признается квартал. По окончании каждого квартала года исчисляется налоговая база и определяется сумма налога, подлежащая уплате. Для налогоплательщиков, деятельность которых по производству и реализации сельскохозяйственной продукции является преобладающей, установленная периодичность уплаты данного налога позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку в течение года и обеспечивать поступления налога в бюджетную систему, особенно в местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Важной особенностью новых норм налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является определение налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, которой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, являющихся объектом налогообложения. Как видно из приведенного положения главы 26_1, налоговая база, являющаяся основным элементом налогообложения, находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Чтобы определить налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу, следует исходить из показателей кадастровой оценки земель.

Кадастровая оценка земель проводится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», в котором Росземкадастру поручается провести государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения.

В соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике 11.05.2000, кадастровая оценка земли проводится в два этапа:

межрегиональная оценка земель, когда оцениваются сельскохозяйственные угодья на уровне субъектов Российской Федерации и разрабатываются базовые нормативы для проведения оценки в субъектах Российской Федерации;

кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъектах Российской Федерации по административным районам и землевладениям, землепользованиям.

При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации определяются следующие показатели в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий: оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц); оценочные затраты; цена производства валовой продукции; расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два показателя (оценочная продуктивность и затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки внутри субъекта Российской Федерации.

Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации определяется путем умножения расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам. В настоящее время кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий по Российской Федерации составляет 11040 руб. Наиболее высока она в Краснодарском крае (43560 руб./га), наименее — во всех автономных округах (400 руб./га). Вместе с тем в каждом регионе имеются территории, отличающиеся от средних показателей по республике, краю, области, автономному образованию. В связи с этим законодатель, устанавливая единый сельскохозяйственный налог, предусмотрел в главе 26_1 в качестве налоговой базы по этому налогу сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения.

Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий кадастровая стоимость земельного массива конкретного сельскохозяйственного товаропроизводителя сравнивается со средней кадастровой стоимостью 1 га сельскохозяйственных угодий региона, и путем деления первого показателя на второй определяется отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий, которое может быть больше единицы для налогоплательщиков, земельные участки которых расположены на лучших по качеству землях, и меньше единицы — для тех, чьи земельные участки расположены на худших по качеству землях. Перемножив площади сельскохозяйственных угодий каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя на отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий, можно определить налогооблагаемую площадь, т. е. налоговую базу каждого налогоплательщика.

Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий устанавливается и утверждается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.04.02 N 261 «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий». Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) в пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость 1 га его сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. При этом порядок определения кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и средней кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки земель.

Пример. По данным государственного земельного кадастра средняя кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий области установлена в размере 8000 руб. При этом кадастровая стоимость земель крестьянского (фермерского) хозяйства «Урожайный», находящегося в пригородном от областного центра районе, составляет 16000 руб. за 1 га сельскохозяйственных угодий. Кадастровая стоимость земель крестьянского (фермерского) хозяйства «Новатор», находящихся на расстоянии 200 км от областного центра на границе с соседней областью, составляет 4000 руб. в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Эти крестьянские (фермерские) хозяйства занимают одинаковые земельные участки по 100 га. Для определения сопоставимых по кадастровой стоимости площадей сельскохозяйственных угодий двух крестьянских (фермерских) хозяйств производятся следующие расчеты.

Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий КФХ «Урожайный» делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственный угодий в субъекте Российской Федерации:

16000 руб./га: 8000 руб./га = 2.

Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий КФХ «Новатор» делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственный угодий в субъекте Российской Федерации:

4000 руб./га: 8000 руб./га = 0,5,

где 2; 0,5 — отношения кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий.

Сопоставимые по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий КФХ «Урожайный» и «Новатор» определяются путем умножения площадей сельскохозяйственных угодий этих хозяйств на отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий:

100 га х 2 = 200 га (КФХ «Урожайный»);

100 га х 0,5 = 50 га (КФХ «Новатор»).

Из расчета видно, что, несмотря на одинаковую площадь сельскохозяйственных угодий двух КФХ, сопоставимые по кадастровой стоимости площади этих угодий различаются в 4 раза.

Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение ¼ суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Данная ставка является годовой. Следует отметить, что в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству имеются данные о площадях сельскохозяйственных угодий в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации, которыми можно воспользоваться при определении налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу.

Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщиков расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации, которые ввели налог, при определении ставки налога предусмотренная сумма налогов и сборов распределяется между соответствующими субъектами Российской Федерации пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Для определения налоговой ставки необходимо исходя из общего числа сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством в определенном субъекте Российской Федерации, выделить тех, у кого доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов её переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Из их числа исключаются те сельскохозяйственные организации, которые решением субъекта Российской Федерации определены как сельскохозяйственные организации индустриального типа. По сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в число плательщиков единого сельскохозяйственного налога, определяется сумма налогов и сборов, подлежащая уплате ими в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год. Исключение составляют те налоги и сборы, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Отношением ¼ суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями за предшествующий календарный год, к сопоставимой по кадастровой стоимости сумме площадей сельскохозяйственных угодий (площади сельскохозяйственных угодий этих хозяйств) определяется годовая налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст.346_6 законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков.

Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает её кадастровую стоимость, увеличивается на 35%. Это положение распространяется как на налогоплательщиков, сельскохозяйственные угодья которых расположены на территории одного муниципального образования, так и на тех, у кого сельскохозяйственные угодья находятся на территориях нескольких муниципальных образований. При этом сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий определяется путем деления суммы полученного дохода в части сельскохозяйственных угодий данного муниципального образования на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Рассчитывается превышение полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий, которое определяется делением суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Определенное таким образом значение является безразмерной величиной и показывает, во сколько раз сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий превышает кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Если это значение превышает число 10, то размер налоговой ставки увеличивается на 35%.

Пример. Высокодоходная сельскохозяйственная организация, расположенная на территории юга Российской Федерации, занимается садоводством и овощеводством на сельскохозяйственных угодьях, площадь которых составляет 2000 га. Средняя кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации, где расположено данное хозяйство, — 12000 руб. в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий, а данного хозяйства — 15000 руб./га. В этом случае отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий составит:

15000 руб./га: 12000 руб./га = 1,25.

Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственной организации равняется:

2000 га х 1,25 = 2500 га.

Налоговая ставка установлена законодательным органом субъекта Российской Федерации с сопоставимого по кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, расположенных на его территории, в размере 200 руб./га. Областная Дума приняла решение об увеличении ставок налога для плодоводческих и овощеводческих хозяйств на 25%. Тогда конкретная налоговая ставка для данного хозяйства составит:

200 руб./га х 1,25 = 250 руб./га.

Во II квартале текущего года сельскохозяйственная организация реализовала овощную продукцию и получила доход в сумме 500 млн руб., что в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий равняется:

500000000 руб. : 2500 га = 200000 руб./га.

Определяем превышение полученного дохода за налоговый период над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий путем деления суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика:

200000 руб./га: 15000 руб./га = 13,3 раза.

В таком случае установленная законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации налоговая ставка увеличивается на 35% и составляет:

200 руб./га х 25 %) (200 руб./га х 35 %)

200 руб./га + ___________________ + ___________________ = 320 руб./га

100% 100%

Сумма единого сельскохозяйственного налога равняется 800 тыс. руб. (2500 га х 320 руб./га).

Одним из элементов налогообложения является порядок исчисления налога. Этот налог исчисляется в отношении сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения, находящихся в собственности, во владении и (или) пользовании налогоплательщика. Сумма налога рассчитывается каждым налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода. Налоговым периодом в соответствии со ст.346_5 главы 26_1 НК РФ признается квартал. Сумма налога представляет собой произведение налоговой ставки, установленной в соответствии со ст.346_6, и налоговой базы, определяемой согласно ст.346_4 главы 26_1 НК РФ. Налогоплательщик уплачивает налог в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Главой 26_1 НК РФ закреплено положение о том, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы бухгалтерскую и иную отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и в обязательном порядке — налоговые декларации в налоговые органы.

По единому сельскохозяйственному налогу налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок её заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти по налогам и сборам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. МНС России подготовило проект формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и проект инструкции по её заполнению. Инструкция устанавливает порядок заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и распространяется на организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, признаваемых плательщиками единого сельскохозяйственного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суммы налога, уплачиваемые организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, зачисляются на счета органов федерального казначейства. В свою очередь органы федерального казначейства распределяют суммы налога, уплачиваемые организациями, по следующим нормативам: федеральный бюджет — 30,0% общей суммы налога; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%; Фонд социального страхования Российской Федерации — 6,4%; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — 60,0% общей суммы налога.

Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, зачисляются также на счета органов федерального казначейства, которые распределяют эти суммы следующим образом: федеральный бюджет — 10,0% общей суммы налога; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — 80,0%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%; Фонд социального страхования Российской Федерации — 6,4% общей суммы налога. Следует отметить, что распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Некоторые субъекты Российской Федерации уже приняли законодательные акты по введению единого сельскохозяйственного налога на их территориях. В Краснодарском крае, например, единый сельскохозяйственный налог введен Законом Краснодарского края от 28.12.01430-КЗ «О едином сельскохозяйственном налоге», вступившим в силу с 1 апреля 2002 года.

Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Краснодарского края, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов её переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.

В перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа, расположенных на территории Краснодарского края, не являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, включены птицефабрики; тепличные комбинаты; зверосовхозы; животноводческие комплексы; рыболовецкие хозяйства; хозяйства, занимающиеся производством субтропических культур; чаеводческие, цветоводческие и пчеловодческие хозяйства.

Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена для основных сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 127 руб. в квартал с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Краснодарского края. Если сравнить налоговую ставку с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, которая составляет в 2002 году 53,46 руб. с 1 га пашни, с размером земельного налога с 1 га пашни по Краснодарскому краю, то она превышает ставку земельного налога почти в 2,4 раза.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.02.02 N 29 принят Закон Алтайского края от 28.02.0213-ЗС «О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края». Ставка единого сельскохозяйственного налога на территории края устанавливается в размере 16 руб. 5 коп. с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории края. При этом ставка единого сельскохозяйственного налога может повышаться (понижаться) не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в этот Закон.


Рассказать друзьям:




А что думаете Вы?

Поделитесь своим мнением об этой статье — оставляйте свой комментарий! Вы так же можете начать свое обсуждение или пообщаться на Форуме.

Оставить комментарий

Код верификации