ENG
 

История русской шубы

Дата публикации: 30.07.2012

Издавна в России было просто не обойтись без добротной меховой шубы. Русские зимы были настолько суровыми, что этот предмет гардероба был у каждого жители Руси…

Верхняя меховая женская и мужская одежда издавна была известна на Руси под названием «кожух». Термин шуба (от арабского «джубба» — одежда с длинными рукавами) получил, вероятно, распространение с XV века. До конца 19 в. так называли не всякую меховую одежду, а только крытую сверху тканью — бархатом, парчой или простой крашениной в зависимости от достатка владельца. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Шубы носили все слои населения — от крестьян до знатных бояр и самого царя.

Овчинные шубы чаще всего были нагольные, т. е. не покрытые сверху тканью. Долгополая меховая шуба (преимущественно овчинная, заячья), обычно не крытая сукном, называется тулупом (от тюркского «тулуп» — шкура). Шубы из дорогих мехов крылись красивой тканью, украшались кружевом, вышивкой, серебряными пластинками, дорогими серебряными пуговицами с драгоценными камнями.

В средневековой Руси наличие мехов в доме служило признаком довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать свое богатство. У бедных были шубы овчинные и заячьи, иногда на кошачьем или собачьем меху. По поводу шубы из собачьего меха шутливо говорили, что она дом сторожит. У людей среднего достатка — беличьи и куньи, у богатых — собольи и лисьи всех видов. Царские шубы — из горностаев. Различали шубы нарядные — для выходов в церковь, в гости и санные — для дороги.

У богатых людей было несколько шуб. Шубы у русских бояр, богатых торговых людей, зажиточных горожан были парадной одеждой. В них не только гуляли по улицам в праздничный день, но и сидели за пиршественным столом, заседали в боярской думе. Шуба считалась ценным подарком: ее преподносили отличившимся на государственной службе боярам и дворянам, включали в состав даров, отправляемых иноземным правителям, дарили иностранным послам. В 18 веке, когда дворяне и богатые купцы, чиновники перешли на одежду западноевропейского типа, традиционные для русских шубы продолжали носить в среде небогатых горожан, казачества, а главным образом, в крестьянской среде.

Покрой шуб был разнообразен. Довольно широко были распространены двубортные шубы с прямой спинкой и такими же полами, длинными прямыми рукавами и отложным воротником. В 19 веке в широком употреблении были шубы, суженные в талии («с перехватом», «с пережимом»). Они шились обычно с неотрезной спинкой и неотрезными полами и обязательно с клиньями, вставленными по бокам от талии.

В последней четверти 19 — начале 20 века во многих деревнях России вошли в моду шубы, отрезные по талии: или только с отрезной спинкой, или отрезные кругом, со сборками около талии. Шубы любого покроя запахивались справа налево и всегда застегивались на крючки или пуговицы. Длина шуб была различная: от очень длинных до сравнительно коротких. Мужские и женские шубы отличались только размерами и иногда длиной — женские были короче.
Полушубок — меховой кафтан длиной до колен — был известен еще во времена Киевской Руси. Особой популярностью пользовались романовские полушубки из шкур овец одноименной породы, выведенной в Ярославской губернии. Белые полушубки шили из набело обработанных, но не дубленых овчин. Нагольные полушубки изготовляли из овчин красного или оранжевого цвета, бывали они и черными.

Шуба в русской деревне считалась большой ценностью. На приобретение нарядной шубы для дочери или сына копили деньги всей семьей иногда несколько лет. Шуба играла важную роль в русском свадебном обряде. Во многих регионах России она в обязательном порядке включалась в состав венчального костюма невесты. Молодые на свадебном пиру обязаны были некоторое время находиться в шубах. Молодая жена должна была надеть самую нарядную шубу, когда на следующий день после свадебного застолья отправлялась со своим мужем к колодцу за водой. Этот обычай рассматривался как обычай знакомства жителей деревни с молодухой. В Северной России молодых благословляли иконой, стоя на шубе, усаживали на шубу, расстеленную мехом вверх, приговаривая: «Шуба тепла и мохната — жить вам тепло и богато». В зимнее время, а в отдельных местах и летом молодые могли венчаться в расшитых шубах, подвязанных яркими широкими поясами и полотенцами. Иногда родители жениха, встречая молодоженов из церкви, надевали шубы, вывернутые мехом наружу. В Южной России невесту, перед тем как отправлять под венец, сажали на перевернутую квашню, покрытую шубой. Во всех обрядах шуба выступала как символ богатства, плодовитости, которые магическим путем должны были перейти к новобрачным.

В некоторых губерниях существовал своеобразный обычай смотрин молодоженов, так называемые столбы. На Масленицу молодые, одетые в лучшие зимние наряды, становились парами друг против друга и целовались по первому требованию окружающих.

Немалую роль играл мех в обычаях, связанных с новорожденным. Перед крещением младенца клали в переднем углу избы на разостланную вверх волосом шубу, положив рядом хлеб-соль и обсыпав ребенка хмелем, ребенка впервые стригли, посадив на овчину или шубу. Бабушка-повитуха подавала на стол горшок каши, обернутый в меховую шапку и при этом говорила: «Шапка-малахай, а ты, родильница, в год еще натряхай!» Символика меха, меховой шубы в этих обрядах означает пожелание довольства и плодовитости в семье.

У русской шубы богатая история. Несмотря на капризы моды, она всегда остается самой популярной зимней одеждой в России.
Елена Ильевская, журнал «Пушные аукционы»


Рассказать друзьям:




А что думаете Вы?

Поделитесь своим мнением об этой статье — оставляйте свой комментарий! Вы так же можете начать свое обсуждение или пообщаться на Форуме.

Оставить комментарий

Код верификации